Метаморфоза морали и нравственности и ее последствия на Украине. Часть 2. Остаться самим собой или измениться?

Остаться самим собой или измениться?

     Уж так сложилось, что одни выбирают стоять до конца на стене своего осажденного города. Другие же скажут: «Я на стену не полезу. Буду стоять у дверей своей хаты и там защищать свою семью». Иными словами – «моя хата с краю».  А третьи просто откроют городские ворота врагу изнутри и впустят его. Причем кто-то это сделает из страха или корысти. Но часто бывает и так, что люди идут на измену  по идейным, как они считают, соображениям.

 Более того, изменой этот акт они считать не будут. Напротив, содеянное будет восприниматься ими не только как что-то очень разумное и рациональное, но еще и справедливое и даже героическое.  Сам же изменник или их группа убеждены, что они и умнее, и прозорливее остальных. Эти остальные, в их разумении, просто не в состоянии  рассмотреть и понять, то, что для них, для избранных совершенно очевидно и понятно.  Именно поэтому осуждение  большинства людей, то есть тех, кто остался верен закону,  их мало волнует. Тем более, что это большинство, при умелой с ним работе, можно легко превратить в меньшинство. И поэтому  они, это осуждение презирают и, по сути, плюют на него. Аргументов в оправдание своего предательства вам приведут множество. Ну, например: «Немец он культурный, продвинутый, не то, что мы, лапотники. Вот он придет и нас окультурит. И заживем тогда совсем по-другому. Богато заживем и культурно. А так совсем пропадем.  Так пошто ж пропадать то задаром? За этих воров и кровопийц  проклятущих? Нет уж, увольте, наелись. Хватит».  Как-то так примерно.

Соль земли. 

Эти три архетипа человеческой натуры были во все времена, и во всех культурах и цивилизациях. Но, только на тех, на первых обращены все взоры людей в осажденном городе. Потому, что именно с ними  связывают они свои надежды на спасение, и именно они являются и поддержкой, и примером для подражания, и источником энергии к сопротивлению для остальных.

 Они есть соль земли. И это не преувеличение. Соль удерживает от разложения и распада, она сохраняет и противостоит проникновению гнили внутрь. В этом ее и смысл, и ценность, и невозможность без нее быть. Быть по-настоящему, то есть так, как должно быть. Поэтому нужда в соли всегда была, есть и будет. Так же неизбывна нужда человека в людях,  способных  удерживать  внутри себя эту соль как кристалл, в тех, кто не позволит ему вымыться или раствориться, в тех, кто может сберечь, и  вокруг себя, и в самом себе все в цельности и сохранности.

 Такая цельность принципов в человеке есть залог его надежности, поэтому про такого скажут: «В нем есть стержень». И если такой человек вам друг, то он друг не фальшивый, а настоящий и на него в критическую  минуту вы можете положиться. А это значит, что ему можно довериться, и о нем вы подумаете, что этот человек не обманет и не изменит,  даже если изменится ветер политических или иных перемен.

 Но если такое всё-таки  произойдет, то этот стержень цельности и постоянства, удерживающий его в гармонии с самим собой, из него тут же вывалится.  И тогда вместе с этим стержнем он потеряет и эту гармонию, и покой, который он обязательно будет искать, быть может, всю свою оставшуюся жизнь, но так его и не найдет. Так происходит потому, что в момент измены он как бы разрывает договор (завет) с принципами высшими, надматериальными, приверженность которым всегда удерживала человека от абсолютизации материальной составляющей в его жизни. Грубо говоря, от того, чтоб он впал в абсолютное скотство.

Поскольку это принципы высшие, то их источник находится выше самого человека, он вне его и над ним. В самом же человеке, а точнее в его душе, есть лишь возможность выбора:  следовать этим принципам или нет. Если человек выбирает первое, то ему кроме одного желания  потребуется еще и большое усилие и воля, чтобы это желание исполнить, которая необходимо должна будет в нем проснуться.  Но это при условии, если есть чему просыпаться.

Если выбор делается в другую сторону, то никаких особенных волевых способностей человеку не потребуется. И все в его жизни будет происходить естественно, как в природе, само собой. Мы говорим именно о способности, поскольку это есть своеобразный талант  преодолевать и побеждать власть над собой природного и животного начала. Иными словами это талант или стремление всегда оставаться в поле подлинно человеческого, а не животного. Но есть еще и особый дар  переживать чужую боль, как свою собственную,  и еще способность оторвать от себя что-то для тебя очень ценное и отдать тому, кто в этом остро нуждается. И иногда бывает так, что это твоя собственная жизнь.

В жизни, конечно, бывает всякое. Но если ты стремишься оставаться верным этим высшим принципам, которые, кстати, совсем не связаны с заботой о  собственном физическом теле, то ты будешь также стремиться не позволить сломаться в себе и стержню, вокруг которого эти принципы выстроены. И которые формируют твое особенное, неповторимое, целостное и постоянное  Я.  Причем именно благодаря наличию такого постоянства окружающим будет понятно, насколько ты надёжен и можно ли с тобой иметь дело, то есть доверять.

 Но дело в том, что сегодня все более модным и поощряемым становится представление о человеке, как о ком-то, кто время от времени обязательно должен изменяться, причем не только внешне, но и внутренне, то есть принципиально, коренным образом. Предполагается, что человек в этом процессе непрерывного обновления будет эволюционировать, что для многих означает совершенствоваться. И это, будто бы, и есть то, что ему надо. Но так ли это хорошо на самом деле?

Представте себе, что  для кого-то правильным и нормальным сегодня является одно, а завтра уже совершенно другое. Понятно, что дело с этим человеком иметь опасно. Потому, что он может в самый неподходящий момент тебя предать, что называется ударить ножом в спину. Причем сделает он это в полном соответствии с теперь уже новыми для него принципами и новыми взглядами на то, что есть добро и зло. Так, что он не будет особенно переживать по поводу содеянного, поскольку убеждён, что поступает правильно. Более того, может возникнуть ситуация в которой предателем будут считать именно вас, поскольку теперь вы не вписываетесь в чью-то вновь образовавшуюся систему ценностей. А это значит, что вы для него уже не свой – вы для него чужой. И это в лучшем случае. А в крайнем он может просто перестать видеть в вас человека или того, к кому можно относиться по-человечески.

 Почему революции заканчиваются гражданской войной.

Когда 100 лет назад в результате революции погибла  Российская империя, то вместе с ней по идее должны были бы погибнуть или измениться и нравственные ориентиры ее подданных. И еще представления людей о том, что для человека есть благо и к чему ему надо стремиться. Однако многие меняться не захотели или не смогли и причиной тому был как раз именно этот стержень постоянства,  но можно сказать и так, что совесть не позволила. И поэтому их объявили изменниками и врагами народа.

Точно также,  и сегодня на Украине жителей юго-востока называют, и предателями, и колорадами, и сепарами... И как следствие этого – гражданская война и террор. Революция поэтому так и называется, что она кардинально меняет не только власть, но и весь уклад жизни человека. Она призвана утвердить  законным, правильным и нормальным то, что раньше таковым даже помыслиться не могло.

Нужно четко для себя уяснить правило, что любая революция всегда заканчивается большой кровью и гражданской войной. И это неизбежно происходит именно потому, что в любом обществе всегда будут такие люди, которые откажутся принимать как норму то, что для них чуждо, и с их собственным Я несовместимо. Так было во времена Реформации, и во времена Великой французской революции, и во времена Великой Октябрской.

  И «революция достоинства» на Украине, пусть даже она и не сравнима по своему  масштабу с предыдущими революциями,  здесь тоже исключением не является. Потому, что ставит главный вопрос, который требует четкого ответа. А вопрос такой - Кем себя теперь (после революции) должны считать люди живущие на Украине? Если они теперь все поголовно стали и  европейцами, и украинцами одновременно (даже те, кто себя раньше таковыми не считали), то как они сами оценивают это изменение в себе, что оно есть в действительности, как они его ощущают и что оно значит для них на самом деле? Стали ли эти люди другими или в сущности своей они остались теми же кем и были до революции? Конечно это теже самые люди. Но тогда почему мы перестали их понимать, и почему этот ров взаимного отчуждения возник буд-то в одночасье?

Но нет. Революции не возникают спонтанно или стихийно, и не является прямым следствием переполнения чаши народного терпения. Нужно понимать, что революция это не просто бунт обиженных, который, как правило, всегда подавляется. В ней есть определенная идея, которая прежде должна вызреть в чьей-то голове, и еще эта революция должна преследовать вполне определенную цель. Причем сама эта цель, как правило, понимается по разному придумщиками революции и теми кто ее совершает. И, чтобы все случилось по задуманному, нужны еще, и определенная технология ее процесса, и, конечно, большие деньги.

 Поэтому у любой революции всегда есть свои затейники, архитекторы и спонсоры.  И ее успех во многом зависит  от того, насколько качественно ими будет организована реклама тех выгод, которые якобы получит народ в результате ее победы.

 И нужно это как раз для того, чтобы количество людей, которые отказываются меняться и принимать чуждые им ценности стало как можно меньше. А для этого народ надо возбудить, вскружить ему голову  обещаниями и патриотическими лозунгами. А потом направить его энергию в нужную архитекторам сторону.

Какой должна быть пропаганда.

Как уже упоминалось ранее, пропаганда должна стать тотальной. О преимуществах того, как народ будет жить после революции должны говорить все, говорить везде,  постоянно и всюду, причем не только простые люди, но и заслуженные деятели культуры и науки. Если говорит кто-то один или несколько людей, то в этом еще можно сомневаться. Но если говорят все, то вероятно так оно и есть. Так это чувствует простой обыватель. И именно поэтому он начинает в это верить.

  Очень важно говорить об этом как о чем-то священном, долгожданном, что должно обязательно  возвысить человека и в его собственных глазах, и в глазах окружающих. Но это только в том случае если он не только примет ее идеи всей душой, но и будет в ней активно участвовать. То есть станет подлинным адептом этой новой веры.

Так происходит одурманивание народа, который начинает жить в реальности новой, кем-то для него намеренно придуманной, а не в той реальности, в которой он жил до этого.

Однако такое одурманивание возможно только с теми, кто, как говориться, «сам обманываться рад».  Им нужно всего лишь красочно объяснить, что став на защиту революции они тут же перестают быть  людьми никчемными и не знающими куда себя приткнуть и сразу станут достойнейшими сынами своего Отечества и борцами за свободу.  А это означает, что для нашего героя, его жизнь, еще вчера беспутная,  обретает вполне определенный смысл, а сам он получает статус подлинного патриота и «воина света».  Что в будущем обеспечит ему и авторитет, и какие-то льготы, а может и даст шанс получить хорошую работу. Вот так подумает он, подумает да и вступит в какой-нибудь «батальон смерти». И действительно, а чем он хуже других?

 Об идентичности.

                                                    

  В  каждом человеке уже с детства, по мере его становления начинает формироваться то, что называется его идентичность. Это ваш Я-образ или Я-концепция. Целостность вашего существа. Так определяет идентичность краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Когда мы говорим об идентичности, то имеем ввиду одинаковость предметов или явлений.

Рано или поздно взрослеющий ребенок оказывается вовлеченным в какую либо группу или компанию с ее особыми законами и правилами. И если он хочет быть принятым этой группой как свой и чувствовать себя в ней комфортно, то он должен принять её законы, что называется сродниться с ними. Тогда можно будет сказать, что этот молодой человек идентифицирует себя со своей группой, и он в праве о себе сказать: «Я такой же, как они» или «Я это мы». И степень его авторитета в своей среде будет зависеть от степени доверия к нему своих сотоварищей,  от их уверенности в том, что в критический момент он их не предаст. И только проверка временем, связанная с погружением человека в определенные жизненные ситуации  будет либо укреплять эту уверенность, либо разрушать ее.

Когда мы произносим: «СЛОВО ДАЮ», то это означает нечто большее, чем просто обещание. А именно то, что мы не только выказываем свою готовность следовать данному слову, но и исполнить его чего бы это ни стоило. Хотя неисполнение даже обычного обещания ничего хорошего к репутации обещателя прибавить не может.

Но  СЛОВО ДВОРЯНИНА или КУПЕЧЕСКОЕ СЛОВО всегда на Руси было залогом того, что вас не обманут. И факт причастности человека к дворянскому сословию уже сам по себе накладывал на него большую ответственность. Эти люди всегда служили государству, поэтому обман для них это вещь не допустимая.

Нарушив данное слово, его дающий может уничтожить свою репутацию раз и навсегда. С ним просто никто и никогда не будет иметь дела. Чтобы этого не произошло, нарушитель начнет оправдываться,  дескать, изменились обстоятельства и т. п. Но это, как правило, ему не помогает. СЛОВО нарушено и это главное. Это означает, что он перестал соответствовать нашим представлениям о нем как о человеке, которому можно доверять. Он перестал быть тем, кем мы его знали (или думали, что знаем) раньше. Он изменил своему слову, а это значит, что он обманул или подставил доверившемуся ему человека или группу людей и поэтому может получить клеймо предателя. Так же как и солдат, нарушивший воинскую присягу.

Важно понимать, что идентичность это не только ощущение своей сродненности с  определенной общностью людей,  но еще и стремление быть верным себе настоящему, то есть этому стержню в себе, позволяющему сохранить человеку себя как цельную личность.  Другими словами, верным себе как человеку каким, в его представлении, он должен быть.

И тут мы вынуждены запнуться. Поскольку существует как минимум два подхода в представлении о том, каким должен быть человек. Если мы представим себе такого идеального человека с точки зрения традиции, то в соответствии с ней мы увидим его преданным и верным не только своему роду и государству, но еще и традиционным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Правда в понимании традиционалиста.

Он будет четко понимать, не только значение правды для человека, как того, что противосстоит лжи, но и то, что без неё ему никак нельзя.  Поэтому среди своих он не будет врать, и то, что он говорит, не будет расходиться с тем, что он делает. Это человек чести, которого она обязывает жить по принципу: «СКАЗАНО – СДЕЛАНО». И чем выше  сословный статус этого человека, тем жестче с него спросится за его нарушение.  

 Нужно понимать, что вся  христианская мораль, в том числе и наша православная мораль, выстраивалась вокруг СЛОВА ПРАВДЫ.  Именно СЛОВО ПРАВДЫ и есть основа и стержень всей христианской морали. Да и сам Иисус Христос в Евангелии есть Слово. «В начале было Слово, и Слово было у  Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1). И если для христиан правда одна, так же как один Бог, то она  всегда будет главным и единственным к чему должен стремиться человек и еще тем, что он должен в себе удерживать, одновременно отталкивая от себя всё лживое, ненастоящее и наносное.

Что такое правда для либерала?

Но есть и другой подход, современный, то есть либеральный.  А  для либерала, поскольку он атеист, есть представление согласно которому -  правда у каждого своя, а значит, она не может быть какой-то общезначимой ценностью.  Ценностью провозглашается сама эта формула, но не правда как таковая.

Правда, для либерала, это всего лишь его частное мнение о чем-то. И поскольку все изменяется, то и его мнение со временем может, и даже должно измениться.  Допустим вы хотите доказать  кому-то,  что он лжет, что в действительности все было или есть совсем не так, как он нам описывает. Другими словами мы хотим доказать, что он преподносит нам  лишь плод своего воображения.

  А теперь предположим, что этого человека, убедили в том, что  если он есть неповторимая индивидуальность, то в нем должна быть и его собственная, индивидуальная правда.   Потому, что он имеет полное право считать своё собственное видение действительности  или свое особое мнение личной правдой. Если я так вижу и если я так чувствую,  значит, так оно и есть. И действительно,  кому как не самому себе, своим глазам и своим ощущениям я должен доверять в первую очередь? И критерием подлинности этой  личной правды, ее правомерности будет то, насколько эффективно она будет служить интересам этого человека, его благу и процветанию в данный момент.  

О когнитивном диссонансе.

Однако часто бывает так, что в  следующий исторический момент  его правда или убеждения уже не смогут способствовать процветанию данного индивида.  Более того, эта его правда, высказанная им публично,  может сильно ему навредить, если не будет вписываться в новую реальность. Она как бы протухает и начинает смердеть, а это очень неприятно. И что же тогда делать человеку, если он  хочет жить со спокойной душой, в ладу с собой, и не испытывать того, что социологи называют когнитивным диссонансом или душевной неуютностью?  А вот что.  Он должен будет  либо гордо молчать, найдя себе оправдание в том, что просто  физически не в силах что-то изменить. Но ощущение собственного бессилия это плохой утешитель.  Либо изменить среду, которая диктует ему новые правила жизни.  Либо изменить свои убеждения, то есть привести их в соответствие с требованием диктатора.

Но человек, как показывает практика, чаще всего поступает именно по третьему варианту. То есть он скорее склонен изменить свои убеждения ( или своим убеждениям, или просто изменить), чем испытывать этот невыносимый, ввергающий в депрессию когнитивный диссонанс.

 И результатом этой измены будет его новое убеждение или его новая правда. А старая просто испариться и смердеть будет уже нечему. И теперь слушая его, вам, человеку с традиционными   взглядами, уличить его во лжи окажется просто невозможно, поскольку действительность он теперь видит совершенно иначе, чем вы, что называется со своей колокольни. С той колокольни, на которой он чувствует себя уже и уютно, и комфортно, и уверенно. И с которой вам его уже не согнать.

   И то, что для вас есть ложь, для него - правда, которую он будет отстаивать всей душой, свято веря в свою правоту.  В этой вере он совершенно искренен и поэтому он вам не врет, он вас просто не слышит и не понимает.  Шанс найти с оппонентом общий язык, у вас появиться только тогда, когда произносимые вами слова, и для вас, и для него будут иметь один и тот же смысл.

Однако это может произойти только тогда, когда либо традиционалист перекуется в либерала, либо либерал прозреет и начнет воспринимать особо важные для жизни человека понятия, например, такие как  верность, честь, правда, церковь, духовность, справедливость, свобода, ответственность и д.р., в их изначальном, не искаженном социальными революциями, смысле.

Но то, что произошло со смыслами этих понятий на Украине в результате «революции гидности» не лезет ни в какие рамки. Это уже не либерализм, а постмодерн какой-то. Дело в том, что смыслы в результате этой революции не просто изменились, они эволюционировали в свою диаметральную противоположность. И в этом вывернутом наизнанку представлении о реальности люди и живут. Они уже совсем по-другому видят то, какой должна быть Украина, и кто для неё теперь главный враг, а кто друг.  И если еще вчера никто не воспринимал  Бандеру как национального героя, то сегодня очень даже воспринимают. Более того ставят ему памятники и посвящают песни. А в школе детей учат быть достойными продолжателями дела своих героев. И это тоже к вопросу об идентичности.

Поддержка сайта.

Помощь автору

 

Комментарии   

BRENTONunlit
0 #2 BRENTONunlit 28.01.2019 23:54
Что делать, если как выиграть в покер дом: почему появляются ситуации, как поступить, чтобы решить ее оперативно More info!..
Цитировать | Сообщить модератору
EdwardSV
0 #1 EdwardSV 21.10.2018 14:57
Стильная одежда для мальчиков на доске объявлений Одежда для мальчиков
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить