Что такое правда и как мы ее понимаем.

Что такое правда и как мы ее понимаем.

         «…Есть и человеческая правда, правда по законам внешним, но правда малозначащая не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я прошу Твоей правды, которая нисходит от Тебя и которая возводит на небо, прошу и помощи, чтоб приобрести эту правду».

Святитель Иоанн Златоуст. 

 Не смотря на то, что правда и истина имеют общий антоним – ложь, в русском языке, а значит и в сознании русского ( православного) человека эти  слова ( понятия) изначально отражали собой направленность человеческого разума к двум разным сферам. Истина и ее осмысление это взгляд человека на действительность, какой она существует не зависимо от нас, сама по себе. Мы испытываем на себе ее влияние, стремимся открыть ее для себя и в то же время понимаем, что истина неисчерпаема, и постигнуть ее во всей полноте человеку никогда не суждено.

  Но бывает, что она как озарение открывается человеку и тогда он может попытаться открыть ее для других. Главным здесь является то, что истина ЕСТЬ, она существует и открывается человеку в виде образа, который получает свое имя в момент, когда этот образ предстает перед человеком. Без имени этот образ человеку открыться не может, поскольку быть – значит именоваться.

   Для православного высшим олицетворением Истины является имя Иисуса Христа, который и есть  воплощение Истины со всей неисчерпаемостью ее глубины. Иисус Христос одновременно и Бог (как Закон всеобщий) и совершенный Человек ( как Закон нравственный). Он  как Сын Бога  наследует от Отца всеобщий Закон мироздания и как Сын человеческий являет людям закон нравственный и сам он есть подлинный и единственный источник этого закона.

Таким образом, истина (как Закон всеобщий) то есть то, что уже есть, не может зависеть от человека, не может быть им соткана, подправлена или выдумана. Точно так же человек не может выдумать для себя Закон нравственный, не может придумать себе совесть как некое подспорье в достижении личного комфорта. Она не даётся человеку для того, чтобы привести его к сытой и приятной жизни. Она побуждает его к тому, чтобы не врать, причём не тоько другим, но в первую очередь самому себе. Она для того, чтобы достовлять человеку неудобсво, когда он  делает что то неправедное.

Поэтому её невозможно рассматривать с точки зрения ее практической пользы. И нравственное чувство человека ровно как и совесть находятся в непримиримом противостоянии с его биологической природой. Совесть противостоит животному началу в человеке и призвана ограничивать и сдерживать его произвол, но это ей далеко не всегда удается.

Человек точно знает - Совесть истинно существует, и знает он об этом по ее угрызениям. И это, в свою очередь, говорит о том, что Нравственный закон тоже существует, он истинно есть.  Но сегодня все больше в цене не нравственный закон , а научная истина.

Однако все чаще выясняется, что многие, так называемые, «научные истины» при тщательной их проверке оказываются фальшивкой. Для проверки этих "истин" можно провести такие эксперимены, которые их тут же опровергнут. Или наоборот. Бывает так, что просто нельзя провести эксперемент, который бы стопроцентно доказал истинность той или иной научной теории (теория эволюции).

   А вот, ПРАВДА, это понятие исключительно человеческое. Она дана человеку свыше в виде СЛОВА ПРАВДЫ, то есть языка, в котором слова обозначают предметы и явления такими, каковы они есть на самом деле. Обретение человеком языка по сути дела его и очеловечило.

В начале было слово (Иоанн 1:1). И это начало истории человека как такового. Это СЛОВО или ЛОГОС и есть язык,  которым человек, как ключом, открывает для себя мир. Предметы и явления этого мира фиксируются в сознании человека в виде образов, а их отражением  являются слова, которые есть имена этих образов.

В этом первородном языке все слова просто обязаны адекватно отражать действительность, то есть быть аутентичны, говоря просто правдивы. Без этого не может быть понимания между людьми в первобытной общине. А без этого понимания первобытная община была бы просто не жизнеспособна. Поэтому первоязык был языком правды, а другим он быть и не мог.                       

  Само происхождение слова «Правда» идет от др. русского слова правъ, что означало  "правый", "правильный". А "правый" в праславянском языке означало "прямой". Поэтому «правда» в изначальном смысле, помимо прочего, это еще и прямота. Но, прямая это кратчайшее растояние, наиболее короткий путь между двумя точками, между субъектом - человеком и первоначалом всего сущего, то есть эталоном совершенства или истиной.

Это то, что сегодня может звучать так: "Говорю тебе это прямо в глаза, так как оно есть на самом деле, без всяких вывертов".  Можно сказать, что правда это то, в чем человек прямо и честно сначала признается себе самому и лишь потом высказывает это другим.

  Правда и истина пересекаются в виде высказывания или суждения, которое может, соответствовать действительности или нет. Правдивое высказывание ровно, как и истинное высказывание говорит о соответствии тому, что есть на самом деле. Оба они противостоят суждению лживому.

Однако правдивое суждение (в отличие от истинного) будет еще указывать на искренность того, кто его произносит. В этом смысле говорящий может и заблуждаться, но он вам не врет, потому, что искренне убежден, что говорит то, что есть на самом деле и в этом смысле он говорит правду.

Людей заблуждающихся и в то же время искренне верящих в свою правоту довольно много и только поэтому мы говорим, что правд может быть тоже много. И поэтому сказать правду можно, а вот сказать истину нельзя. Суждение может быть близким к истине, а вот близким к правде оно быть не может. Оно будет либо правдивым, то есть честным, либо лживым, то есть  не честным, лукавым.

  Где то прочёл, что правду говорят, а истине внемлют. Соглашусь с этим. Потому, что  Истина существует подобно книге, которая написанна не нами, и, которая  нуждается в том, чтобы её сначала открыли, а потом сумели рассмотреть то, что в ней написано. Но дело осложняется тем, что на поверхности мы часто видим лишь пену, которая скрывает настоящую подлинность. И пузыри этой пены выпячиваются и сразу привлекают наше внимание. Но эти пузыри лжи в конце концов сдуваются и лопаются, и от них остается лишь пустота. И это не должно обманывать того, кто хочет узреть истину во всей её ясности и недвусмысленности. А именно таковой она и есть.

Мы говорим, что человек может жить по правде, то есть по совести, но жить по истине нельзя. Поскольку это значит жить идеально. А так существует только Бог. Голос же  совести это подсказывающий голос Бога внутри человека, который волен либо прислушаться к нему, либо нет. А вот истина вынесена за его пределы. Но человек не может быть не вовлеченным в действительность реально существующую. И он вмешивается в эту действительность своим собственным представлением о том, какой она должна быть. И это представление должно быть оформлено в какой-то ясный и понятный ему самому образ.

 Все мысли человека и его надежды так или иначе будут соотнесены с его представлением о том, как должно быть и от него отталкиваться.

   Для православного, как уже говорилось, это образ  Иисуса Христа, но для либерального атеиста подобного образа быть не может в принципе.

В обществе развитого либерализма каждый сам имеет право выдумывать для себя любые образы и менять их по своему усмотрению. Поэтому у каждого индивидуума может быть свое оригинальное мнение и о действительности и о самом себе. Но правдой это мнение можно назвать только лишь в смысле искренней веры индивида в правильность своих суждений.

Либеральная парадигма абсолютизирует житейский тезис «У каждого своя правда» и тем самым уравнивает статусы правды и мнения. Это приводит к тому, что понятие «правда» теряет свою ценность и глубинный нравственный смысл. Следствие этой подмены - это вымывание человечности в человеке и оскопление его сущности. Поскольку все мнения индивидов рассматриваются как равноценные, то теперь любое из них можно считать адекватным действительности.

  Но тогда получается, что лжи вроде бы и нет, а есть разные мнения и все они достойны уважения. Таким образом, мы стали жить в мире «многоправдия», которое сегодня оформилось в особый термин – постправда.

Это слово означает, что любой фейк, любая новость имеет право выдаваться как то, что есть на самом деле. Причем доказательства подлинности выданных «фактов» вообще остаются в тени. Главным здесь является то, чтобы эта новость выглядела убедительной и логично встраивалась в общий контекст. Она должна служить на достижение чьей-то конкретной цели и не более того. Соответствие же ее действительности уже мало кого волнует.

 Вот так.  Мне вспомнились слова песни из старого фильма: «Громыхает гражданская война от темна до темна. Много в поле тропинок, только правда одна».  Вспомнился еще и такой штамп: «Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу…». Да, общее мнение конечно есть. Вчера оно было одним, сегодня другим, завтра третьим. Но это «общее мнение», ни какого отношения, ни к правде, ни к истине не имеет.

  Нужно признать, что в Европе люди не различают понятия, ПРАВДА и ИСТИНА. В европейских языках эти два этих слова выражаются одним – в английском  «truth», во французском «verite», в немецком  «Wahrheit». Разделение правды и истины это особенность именно нашего языка как основы нашей православной культуры. 

Правда Христова это еще и закон, по которому должна осуществиться справедливость, которая есть воздаяние Христом каждому по делам его. (Мф. 16. 27). Для человека быть справедливым это значит быть с Правдой, подчинить себя закону Правды. И если есть закон, то есть и суд. И этот суд не внешний, а внутренний, он вершиться в человеке его волей и совестью, то есть им самим и и ещё Богом. И этот суд несоизмеримо важнее для него, чем любой светский суд.  

Суд правды никогда не оставляет человека в покое, он всегда будет пытать его вопросами, которые сам человек задавать себе не хочет, потому, что узнать правду и принять ее такой какова она есть, бывает очень не просто. Потому, что правда глаза колет. И поэтому, правда, это даже не само знание, а скорее победа над нежеланием знать правду.

  Слово правды неотделимо от его исполнения на деле. Правда это одновременно и говорение правды и ее делание, то есть неразрывность слова и дела. Что означает жить по правде. Это трудный, но не сгибаемый путь прохождения между водоворотом соблазнов и скалой жизненных трудностей.  

Христос живой и человечный Бог наш указывает нам на этот путь и освещает его, говоря: " Я есть Путь Истина и Жизнь". (Ин.14.6). Но не всякий свет есть свет Истины. Но на Западе об этом забыли. Там уже давно на первом плане стоит не поиск Правды (Пути Истинного), а извращение этой правды и превращение изврата в норму.

  Не могу оставить без комментария намозолившую глаза картинку, на которой изображен цилиндр иллюстрирующий полноту истины, а проекции этого цилиндра - круг и прямоугольник подписаны как, правда. Но это всего лишь однобокий взгляд или частное мнение, назовите, как хотите, и это не есть правда. Потому, что  сами по себе и цилиндр, и круг, и прямоугольник не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Потому, что глядя на каждую из этих фигур мы не понимаем, зачем они и что они есть такое. Может быть, это деталь велосипедного насоса, а может обрубок сосиски.

Говоря о предмете только как о круге, квадрате или цилиндре мы всегда будем равно далеки от Истины без ответа на вопрос - в чем смысл этого предмета и какого его предназначение? Правда всегда имеет и смысл, и предназначение, которые состоят (в высшем значении) в спасении и сохранении в человеке именно человечного, а не скотского. Если мы не можем разглядеть смысла в увиденном или услышанном, значит и говорить по этому поводу неочем. Поскольку все сказанное будет бессмыслицей.

  Получается так, что каждый может нести любую чушь и гордо называть ее своей правдой. Иными словами, если индивид переживает и осмысливает свой бред как «правду», то он имеет полное право за нее бороться и отстаивать. И если в конкурентной борьбе с другими «правдами» он победит, то будет молодец и его «правда» окажется самой правильной. А побеждает сегодня тот, у кого больше денег, а значит и возможностей рекламировать и пропагандировать эту «свою правду».

Всё это так, но тогда это будет правда, которую можно купить. А это уже абсурд. Можно купить информацию, но нельзя купить правду так же как нельзя купить любовь, совесть или честь. Можно продать или купить только ее видимость. Зато правду можно предать, от нее можно отречься. Так Иуда предал Христа, он продал его за 30 серебряников. Он думал, что беря деньги, берёт себе благо. Но на самом деле это "благо" обернулось для него верёвкой, на которой он и повесился.

  Примерно так же сегодня на Украине наши русские славяне предают и продают память своих предков в обмен на обещания «гидного життя». Иуда, в результате своего деяния залез в петлю. Ту же самую петлю затягивает на своей шее и свидомая Украина.

Сегодня на Украине мы слышим бесконечную болтовню о приверженности свидомых к европейским ценностям. Причем они выглядят очень искренними в демонстрации этой приверженности. Но тут уместно вспомнить Евангелие от Иоанна.

Когда Мария помазала ноги Христа очень дорогим и особым маслом (миро), а потом отерла их своими волосами, Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев, а деньги раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботится о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Иоанн гл. 12 ст.5,6). Здесь мы видим, что Иуда хочет выглядеть как тот, кто заботится о нищих, но на самом деле вся его забота прикована к своему ящику – главному объекту его поклонения.

  Это есть то, что называют поклонением золотому тельцу или обожествлением власти денег. Это особая религия – вера в то, что деньги всесильны. А это значит, что если ты ближе к их источнику, то ты ближе и к благодати. Эта гнусная идея сегодня в тренде и она благодаря вездесущей рекламе как вирус поражает сознание человека, особенно  молодого.

Очагом этой заразы на Украине стал евромайдан, от которого она распространилась по всей стране. Первый признак заражения - это утрата иммунитета ко лжи. Сознание перестает воспринимать ложь как то, чего нет в действительности, и воспринимает ее как то, что есть, но уже под другим именем.

А имен ложь может присвоить себе сколько угодно. Она может назваться мнением, научной истиной, фактом действительности, правдой и т. п. Более того, постепенно она меняет имена всего, к чему прикасается и этот процесс становится тотальным.

  Главный лозунг этой революции переименований – «Что в угоду золотому тельцу, то и есть правда». Мыслят инфицированные примерно так: «в Европе много денег, там люди живут достойно, они примут нас, в свою богатую европейскую семью и все будут счастливы». Одним словом «Украина це Европа». Это «правда» для обывателя. «Украина понад усе» - «правда» для нацистов. А для элит, олигархов и «слуг народа» - «правда» в деньгах. И все эти разнообразные правды объединяются в одно общее предательство, которое для всех становится предметом гордости, хотя должно быть предметом стыда.  

Это понял даже Иуда. Да так понял, что жить дальше не смог. А смогут ли это понять упоротые обыватели, нацисты и нынешние правители Украины? Как вы думаете? Правильно, не смогут. И все потому, что для них уже нет лжи и предательства, зато теперь у них есть «своя правда», которая лежит на самом дне того самого ящика Иуды. 

Поддержка сайта.